Жидкий азот

Он не является пожаро — и взрывоопасным газом. Однако соблюдение осторожности в обращении с жидким азотом необходимо во избежание обмораживания частей тела людей, соприкасающихся с ним или с охлажденными деталями.

Жидкий азот при применении его в количестве до 100 л доставляется и хранится в специальной посуде с вакуумной изоляцией, напоминающей термос и называемой сосудом Дюара.

При транспортировке эта посуда требует к себе бережного отношения.

Охлаждение деталей производят в охладительном устройстве простейшей конструкции. Оно выполнено из оцинкованного кровельного железа в виде двух сосудов, помещенных один в другой.

Пространство между ними заполняется изоляцией из шлаковаты или других изолирующих материалов. Гарантийный зазор должен быть увеличен, если одновременно производится насадка нескольких деталей.

Насадка относительно легких деталей (втулки, детали муфт и др.) производится при горизонтальном положении ротора; насадка рабочих колес на вал производится с использованием собственного веса вала при горизонтальном положении рабочего колеса и вертикальном положении вала.

Подвергаемые охлаждению поверхности должны быть предварительно очищены и промыты бензином. Заливка жидкого азота в охладительное устройство производится таким образом, чтобы уровень жидкости был выше посадочной шейки на 120-150 мм: нужно учитывать постоянное понижение уровня жидкости из-за испарения азота.

Охлаждаемая деталь после спада пены выдерживается в жидком азоте 6-7 мин. Во время транспортировки охлажденного вала и насадки его поверхность, подвергавшаяся охлаждению, покрывается инеем (снеговой шубой), который очищать до насадки не требуется, так как он легко отделяется кромками отверстия насаживаемой детали.