Классификация дорог

Расчетный тип и грузоподъемность машин устанавливаются на основе анализа размеров и характера грузооборота и технико-экономического сопоставления вариантов с учетом дорожных затрат. Практикой технико-экономических расчетов установлено, что на дорогах III категории (при грузооборотах до 100 тыс. г в год) целесообразно применять автомобили и автопоезда средней грузоподъемности 3,5-4 г. Чем больше грузооборот, тем выгоднее использовать автомобили и автопоезда большей грузоподъемности. При выявленных грузооборотах, во всех случаях, когда позволяют местные и производственные условия, выгоднее применять автопоезда. Дороги II и III видов обычно не имеют выявленных грузооборотов и по размерам движения соответствуют III категории дорог. К техническим показателям дорог относятся нормы, определяющие план и профиль дороги: ширина проезжей части, ширина обочин, величина радиусов горизонтальных и вертикальных кривых, расстояния видимостей, продольные уклоны, виражи, уширения на кривых и т. д. Все перечисленные элементы дорог определяют в зависимости от основных эксплуатационно-технических показателей, установленных для дороги: категории дороги, расчетной скорости движения и расчетного типа подвижного состава (нагрузок, габаритов, конструктивных наибольших скоростей движения, мощности мотора) с учетом местных условий (рельефа, наличия застройки).

Расчетной называется такая безопасная скорость, которая может быть обеспечена на дорогах в течение большей части года. В короткие периоды гололедиц и снегопадов (до очистки дорог от снега после снегопада] по условиям безопасности движение транспорта происходит с пониженными скоростями, мало зависит от качества плана и профиля дороги, и поэтому понижение скорости движения в указанные периоды в расчетах не учитывается.