Транспортирование сырья

Производительность экскаваторов повысилась на 30 — 40%ь емкость поездов увеличилась с 15 до 30 м3, сократилось время занятости перегонов (участок пути от карьера к формовочному цеху) в два раза, ликвидированы сходы вагонеток, улучшилось обеспечение формовочного цеха глиной при снижении ее себестоимости. Количество вагонеток должно обеспечивать бесперебойную работу глинодобывающих механизмов.

Для содержания вагонеток в исправном состоянии выделяется дежурный слесарь, который производит их текущий ремонт. Узкоколейные пути имеют различную ширину — от 500 ДО 750 мм. Стандартной шириной пути для заводов строительных материалов считается ширина 750 мм, с учетом которой изготовляются вагонетки (независимо от их емкости), мотовозы, паровозы, электровозы.

Узкоколейные пути устраивают постоянные — пути от карьера к заводу и временные, переносные — в забоях. Продольный уклон откаточных путей не должен превышать для ручной откатки +0,02, конной +0,03, механической +0,04. В зависимости от условий работы и размеров движения могут укладываться обгонные пути.

Все пути в карьере и к формовочному цеху должны находиться в исправном состоянии. Главные требования к состоянию пути следующие: 1) балластный слой, если он уложен, должен быть выполнен из соответствующего материала (крупнозернистый песок, шлак, гравий, кирпичный или другой щебень и т. д.) и иметь заданную толщину (30 см) и уклон откоса (1:1); 2) шпалы должны быть плотно подбиты во избежание просадки пути; 3) путь должен быть отрихтован строго по прямой или по кривой заданного радиуса.

Земляное полотно должно быть хорошо подготовлено перед устройством балластного слоя и иметь ширину на главном однопутном участке не менее 2,4 м. На двухпутном пути расстояние между осями путей должно быть не менее 3,5 м. Земляное полотно имеет небольшое возвышение к оси пути для стока воды, пропускаемой балластным слоем. По бокам пути устраиваются кюветы.