Витражи. Технологии.

Классические витражи (наборные)
Представляют собой большое количество цветных стекол, соединенных металлическим профилем.
Эскиз витража наносится на картон, затем по этому шаблону из стекол разных цветов нарезаются части рисунка. Используется силикатное стекло с разной фактурой, от богатства которой во многом зависит красота самого витража.

Стекла расписываются специальными красками и обжигаются, чтобы сохранить яркость красок. Из этих отдельных кусочков и собирается рисунок (отсюда и второе название — наборный), после чего стекла скрепляют свинцовым профилем и спаивают в местах стыка, а сам витраж по периметру одевают в латунную боковую протяжку. Далее на свинцовый профиль наносится патина.
Минусы классических витражей:
• Высокая цена
• Сложность монтажа
• Малое количество цветов стекол (не более 260)
• Нельзя изгибать (а значит, невозможно применение в люстрах, на потолках)

Витражи в технике тиффани (витражи тиффани).

Это техника, названная по имени своего автора, американца Льюиса Комфорта Тиффани, представляет собой усовершенствованную классическую технологию, появившуюся в конце XIX века.
В соответствии с этой технологией изготовления витража из листов стекла по предварительно подготовленной схеме вырезаются фрагменты нужной формы и размера. Каждое из этих стеклышек обрабатывается по периметру на шлифовальном станке – они должны быть тщательно подогнаны друг к другу. После этого каждое стеклышко оборачивается по всему периметру торца лентой медной фольги, ширина которой несколько больше ширины стекла. Края ленты загибаются на плоскость и спаиваются оловом с двух сторон по местам загибов. Толщина линий пайки может быть различной. В завершение витраж, как и в классической технологии, покрывается патиной для придания им красивого медного цвета.
Подобная технология прекрасно подходит для рисунка с тонкой деталировкой или же когда требуется создание сложных объемных форм. Благодаря легкости и изящности получившейся конструкции техника «тиффани» используются в различных декоративных элементах и сувенирах.
Витражи в технике «тиффани» универсальны и при этом не требуют особенного ухода – достаточно мыть их средствами без содержания растворителей и щелочей и натирать их мягкой тряпочкой. Изящность линий пайки, причудливая деталировка и визуальный эффект обеспечили этой технологии создания витражей широкую популярность
Минусы витражей «тиффани»:
• Высокая цена
• Ограниченное количество цветов стекол

Пескоструйные витражи

Стекла в витражах этого вида подвергаются пескоструйной обработке — традиционной технологии декорирования стекла, в основе которой лежит обработка стекла мощной струей сжатого воздуха с частичками абразива.
Данная технология изготовления витражей появилась в начале прошлого века, вытеснив своего предшественника – травление, которое сегодня не используется из-за вредного влияние на здоровье мастера.
Эффект пескоструйных витражей основан на контрасте прозрачного и матового стекол, которое и получается в результате пескоструйной обработки. На стекло толщиной от 5 мм наносится стилизованный орнамент, иногда в несколько слоев. При этом рисунок может иметь различную зернистость и глубину обработки. Выглядит это как матовый рельеф в толще стекла и напоминает изморозь. После этого на изделие наносится гидрофобная жидкость, чтобы предупредить появление жирных пятен. В завершение стекло для защиты от загрязнений покрывается полимерным лаком.
Такой вид обработки позволяет наносить на стёкла сложные художественные рисунки. Кроме того, обрабатывая будущий витраж несколькими трафаретами последовательно, можно создать многослойный рисунок, который будет выглядеть не графически, а объемно.
Пескоструйный витраж прекрасно подходит для интерьеров в классическом или минималистском стиле. Его цена относительно мала, а монтаж достаточно легок.
Минусы пескоструйных витражей:
• Ограниченное количество цветов стекол

Витражи в технике «фьюзинг»
«Фьюзинг» является одной из новейших витражных технологий. Суть ее выражена уже в самом названии: fusing в переводе с английского означает «спекание». В отличие от классических техник здесь не используется металлический каркас.
Фрагменты рисунка вырезаются по шаблону из цветных стекол и выкладываются на цельном прозрачном пласте стекла. Используются также стеклянные гранулы, шихты, дроты, иногда краски. В зависимости от задачи, применяется 2-3 слоя различных стекол. Затем будущий витраж помещается в специальную печь с температурой нагрева 750-850°, где все это спекается в единое целое.
При этом витражу можно придать различную толщину и форму, и фактуру: объемный или едва выпуклый, с растрескавшимися слоями или нет, четкими пятнами или смешанными. При желании витражу можно придать определенный рельеф (т.н. моллирование).
Витраж, изготовленный по технологии «фьюзинг», выглядит весьма современно, поэтому наиболее часто используется в интерьерах стиля хай-тек или постмодернизма. Они оригинальны, эффектны и разнообразны в применении.
Такие витражи зачастую применяются в качестве отдельных элементов интерьера: в окнах мебели, светильниках, вставок в стене столешницы, при декорировании зеркал.
Минусы витражей «фьюзинг»:
• Внутренняя сторона такого витража смотрится менее изящно, чем лицевая. Поэтому их нежелательно устанавливать во внутренних дверях или перегородках.
• Чуть меньшая долговечность по сравнению с классическим витражом.

Технологии витража, имитирующие классический витраж
Современные технологии позволяют создать высококачественные имитации, основным достоинством которых является демократичность их цены.
Лаковый полимерный витраж (контурный витраж)
По своей сути эта технология является росписью стекла красками. Позволяет создавать рисунки любой сложности. Сейчас используются акриловые или эпоксидные краски. В качестве основы для изготовления витража может быть использовано любое стекло.
Изготовление такого витража проводится в 2 этапа. На первом с помощью станка на стекло наносится полимерный объемный контур изображения, который служит имитацией свинцовой пайки классического витража. Цвет контура может быть серебряный, медный, золотой, белый, серый, черный или бесцветный. Контур застывает в течение суток, после чего внутриконтурное пространство вручную заполняют цветными лаками, которые, могут быть прозрачными или нет, а застыв, выглядят, как эмаль.
Контурные витражи экологически безопасны и довольно стойки к агрессивным воздействиям окружающей среды.

Пленочный витраж (экспресс-витраж)
Самая молодая технология изготовления витража.
Лист полированного стекла, которое может быть прозрачным, тонированным либо химически матированным, покрывается пленкой, имитирующей натуральное витражное стекло. После этого на стыки с обеих сторон аккуратно наносится свинцовая лента либо декоративные полоски, которые повторяют пайку натурального витража.
Витражные пленки крайне разнообразны. Они могут быть фактурными и гладкими, с различной степенью прозрачности.
Пленочный витраж может использоваться в декорировании оконных и дверных стеклопакетов, легко монтируется на изогнутое стекло. Стоимость его гораздо ниже, чем классического или «тиффани», а количество цветовых оттенков в несколько раз больше. В отличие же от «фьюзинга» обе поверхности витража здесь лицевые.

Минусы пленочного витража:
• Недолговечность. Срок его службы – 15-30 лет.
• Нежелательно применение в условиях повышенной влажности и температуры.

Существует также большое количество других видов витражей. Вкратце упомянем некоторые из них.
Фацетный витраж.
Фацетирование — это технология снятия по периметру стекла фаски, когда образуется скошенная грань. Ширина фацета может быть самой разной — от 5 до 40 миллиметров. Обработка фигурного фацета позволяет создать эффектные криволинейные поверхности. Фацетированные элементы объединяют в латунной или медной оправе. Фацетный витраж обычно используется в деревянных дверях и дверцах мебели.
Витражи с узорчатым стеклом
Узорчатое стекло получается в результате прокатки по горячему стеклу валиков с различными рисунками. Обычно стекло рельефно лишь с одной стороны. Можно подобрать стекла различной фактуры или же одинаковой, но создать уникальный рисунок уже благодаря расположению самих стеклянных деталей.
Кастинг.
Цветное стекло расплавляется и заливается в металлические рельефные формы. Они придают элементам будущего витража нужный объем и силуэт. После того, как формы вынимают из печи, на еще не заставшего стекло наносится уникальный рельеф.
Расписной витраж.
Витраж, стекла которого художник расписывает керамическими красками, после чего обжигает готовое изделие.
Комбинированный витраж.
Витраж, в процессе изготовления которого сочетаются несколько различных технологий.

Таким образом, сегодня витражное искусство и разнообразие технологий производства витражей предоставляет вам огромный выбор. Выбирая, стоит ориентироваться на то, где будет размещен витраж – на потолке, в межкомнатных перегородках и дверях, в окнах или других элементах, на стилевое решение интерьера, планируемый бюджет и множество другим фактором. Сделать грамотный выбор вам помогут специалисты нашей компании.